2013 – 2014 учебный год.

 

"Использование современных коррекционно-развивающих

технологий в образовательном процессе, основанных на глубокой

дифференциации обучения и индивидуальном подходе к

обучающимся, воспитанникам"

 

Приоритетные направления работы:

1. Подготовка обучающихся к жизни в высокотехнологичном конкурентном

мире через обновление содержания образования.

2. Создание системы поддержки детей с ограниченными возможностями

здоровья, их сопровождения в течение всего периода обучения в школе.

3. Повышение профессионального уровня педагогов.

4. Укрепление материально-технической базы школы.

5. Формирование здоровьесберегающего пространства школы, приоритет

здорового образа жизни для каждого ребенка.

 

Цель:

непрерывное совершенствование профессиональной компетентности педагогов школы, способствующее социализации обучающихся, воспитанников и успешной интеграции их в общество.

 

Задачи:

1.         Повышение и совершенствование педагогического мастерства через максимальное использование возможности урока как основной формы организации образовательного процесса, через проведение воспитательских занятий и внеурочных мероприятий, взаимопосещение уроков (занятий), активное участие в семинарах, конференциях, творческих мастерских, профессиональных конкурсах;

2.         Обеспечение овладения педагогами школы информационным технологиями и внедрения их в УВП;

3.         Совершенствование системы обобщения, изучения и внедрения передового педагогического опыта учителей и воспитателей школы;

4.         Разработка и реализация индивидуальных коррекционно-развивающих программ, встроенных в целостный процесс психолого-медико-педагогической коррекции развития ребенка с особыми образовательными потребностями;

5.         Расширение дополнительных услуг, предоставляемых обучающимся, воспитанникам; с целью удовлетворения потребностей детей в занятиях по интересам;

6.         Обеспечение социально-психологических предпосылок эффективной интеграции детей и подростков в образовательную социокультурную среду на разных возрастных этапах развития ребенка;

7.         Расширение общественных связей с целью формирования       общественного мнения и пропаганды образовательного учреждения как центра коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

            В 2012-2013 учебном году общие направления развития деятельности

школы определялись Законом РФ «Об образовании» , Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Уставом школы.

            Для полноценной работы, реализации поставленных задач в школе имеется нормативно – правовая документация, регулирующая ее деятельность: лицензия на право ведения образовательной деятельности № 70282 от 13.02.2013 г.

            Направление детей в школу-интернат осуществляет Комитет по образованию на основании заключения ПМП/К/ и согласия родителей (законных представителей).

            Организация воспитательно-образовательного процесса в школе – интернате регламентируется образовательными программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида (нормативный срок освоения 9 лет), годовым календарным учебным планом и расписаниями занятий и СанПиНами, предъявляемыми к организации образовательного процесса:

- первая ступень – 1-4 классы;

- вторая ступень – 5-9 классы.

 

            Режим школы – интерната строится на основе Устава

 

Режим работы учреждения

 I ступень

 II ступень

Продолжительность учебного

года

В Спец.-1 классы- не менее 33 учебных недель

Во 2-4 классах — не менее 34 учебных недель

В 5-9 классах – 34

учебные недели

Продолжительность учебной недели (5 дней)

Спец - 4 классы - 5 дней;

 

5 - 9 классы- 5 дней

Продолжительность уроков (35 – 45 мин.)

Спец - 1 классе – 35 минут,

Во втором полугодии:

в 2-4 классе – 45 минут.

5 - 9 классы

45 минут

Продолжительность перерывов

минимальная (мин.)

максимальная (мин)

10 минут

20 минут

10 минут

20 минут

Начало занятий

Понедельник 9.30 мин.

вт. - пят. 9 ч. 00 мин.

Понедельник 9.30 мин.

вт. - пят. 9 ч. 00 мин.

Сменность

I

I

 

            Обязательная нагрузка обучающихся не превышает предельно допустимую. Школьное расписание уроков составлено в соответствии с требованиями СанПиНа и утверждено Начальником ТОУ Роспотребнадзора по МО в городах Бронницы, Жуковский и Раменском районе.

            Учреждение работает в круглосуточном режиме для 80 воспитанников, обеспечивается полная занятость обучающихся, воспитанников в течение дня. Работа школы в режиме полного дня способствует защите детей от перегрузок, обеспечивает научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха.

Наличие здоровьесберегающего образовательного пространства осуществляется через:

-предотвращение перегрузок, объем учебной нагрузки по предметам, рациональное расписание уроков находятся в поле постоянного внимания и

контроля школьных служб;

-для снятия напряжения во время уроков используются динамические паузы, гимнастика для глаз, релаксационные упражнения.

На начало года в школе-интернате обучалось 219 учащихся. В течение учебного года прибыло – 15 учащихся, выбыло- 9 учащихся, на конец года – 225 учащихся, приходящих-124 учащихся и проживающих в интернате -80 человек.

Количество учащихся по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 14 человек.

 

Анализ учебно-методической работы.

            Организация учебного и воспитательного процессов, усиление их коррекционного потенциала осуществлялось за счет скоординированной работы всех служб школы. Ведущим принципом является принцип коррекционной направленности – исправление недостатков общего, речевого, физического и психического развития, подготовка выпускников к самостоятельной жизни.

            Вся работа в школе-интернате проводится с учетом индивидуальных особенностей детей и направлена на создание условий для реализации задач коррекционно-развивающего обучения.

            Учебный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом, утвержденным Министерством образования и науки РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-П (вариант 2). Учебный план позволяет осуществить принцип единства психолого-медико-педагогической и социальной коррекции в образовательном процессе, включает организацию всех видов учебных занятий, оценку уровня теоретической и практической подготовки обучающихся при текущем и итоговом контроле с соблюдением педагогами нормативных требований. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на обучающегося не превышал предельно допустимого. Школьный компонент был распределен на изучение предметов по базисному учебному плану на индивидуальные и групповые занятия во второй половине дня с целью развития и коррекции знаний обучающихся.

            Образовательная программа школы и учебный план предусматривают выполнение государственной функции школы – обеспечение основного общего образования и развитие ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение каждого обучающегося на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей.

Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения.

            Учебный план за прошедший учебный год выполнен, учебные программы пройдены. Все обучающиеся успешно прошли курс за соответствующий класс, переведены в следующий.

В 2012-2013 учебном году в школе-интернате насчитывалось 20 классов и 9 воспитательских групп. Обучение и воспитание осуществляли 8 учителей начальных классов, 7 учителей трудового обучения и 17 учителей предметников.

На конец учебного года в школе обучалось 225 учащихся, что на 15 учащихся больше, чем в прошлом учебном году.

В течение года деятельность педагогических работников осуществлялась в рамках работы над единой методической темой – «Коррекционно-развивающая среда как средство социализации детей с проблемами в развитии».

            Педагоги были ориентированы на решение следующих задач:

1. Определение и внедрение в практику работы вариантов стандарта обучения, применительно к каждому обучающемуся с интеллектуальной недостаточностью, исходя из единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Развитие педагогического потенциала (переобучение, креативность, материальное стимулирование, новые подходы к аттестации педагогов).

3. Работа по совершенствованию педагогического мастерства сотрудников школы через следующие формы методической работы:

-педагогические советы;

-методические советы и методические совещания;

-самообразование;

-творческие отчеты, открытые уроки;

-помощь молодым специалистам;

-предметные недели;

-семинары, районные организационные формы работы;

-педагогический мониторинг;

-организацию и контроль курсовой системы повышения квалификации;

-аттестацию.

4. Укрепление материально – технической базы и ресурсного обеспечения учреждения, создание безопасных условий в УВП и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.

5. Организация качественной работы с категорией «трудные дети», семьями детей «группы риска» и социально – опасными семьями.

6. Духовно – нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся, воспитанников через повышение воспитательского потенциала урока и воспитательских занятий.

7. Оптимизация процесса развития личности ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях учебной деятельности и внеклассной работы.

8. Повышение качества знаний и общей культуры учащихся:

- включение каждого школьника в работу на учебных занятиях в качестве активного участника образовательного процесса.

- повышение влияния школы на социализацию обучающихся, воспитанников, их самоопределения в отношении будущей профессии.

- профилактика преступности, девиантных форм поведения и пагубных привычек.

9. Использование здоровьесберегающие технологии в учебном процессе с целью сохранения физического и психического здоровья школьников.

            Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса в прошедшем учебном году были:

выполнение всеобуча; состояние преподавания учебных предметов;

уровень ЗУН учащихся; качество ведения школьной документации;

выполнение учебных программ и предусмотренного минимума письменных

работ; подготовка и проведение экзамена;

выполнение решений педагогических советов и совещаний.

           

Общие качественные показатели.

Из 225 учащихся успевают 225 учащийся.

Качество знаний 28,7 %. Анализ статистических данных по итогам года выявил снижение качественного показателя на 4 %

В целом необходимо отметить, что уровень знаний, умений и навыков учащихся школы отвечает требованиям государственных программ, но есть проблемы над которыми необходимо работать в новом учебном году для улучшения качественного показателя обучения.

Преподавания предметов ведется по различным учебникам, в соответствии с рабочими программами учителей по предметам.

Календарно-тематическое планирование, составленное учителями, в полной мере соответствует проводимым урокам. Отставания не допущено.

Учебное подкрепление по предметам достаточное: рабочие тетради на печатной основе для индивидуальной и самостоятельной работы.

В ходе посещения уроков выявлено, что в целом учителя владеют программными требованиями к урокам и используют различные формы и методы формирования учебных навыков. Групповые и парные формы работы

способствуют организации познавательной деятельности обучающихся и обеспечивают сотрудничество на уроках.

В работе по формированию учебных навыков большое место отводится характеристике героев, восприятию, пониманию их эмоционального состояния.

Можно отметить целесообразность использования методов и приемов, выбранных учителями для формирования общеучебных умений и навыков преподавания предметов.

Необходимо отметить, что не все учителя используют групповые формы работы, делая установку.

 

Методическая работа.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей ивоспитателей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая служба. Роль методической службы школы значительно возросла в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

Цель методической работы школы - оказание действенной помощи учителям и воспитателям в улучшении организации обучения и воспитания обучающихся, воспитанников, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации педагогического коллектива и администрации школы.

Содержание методической работы в школе включает в себя следующие направления:

- изучение нормативно-правовых документов органов образования,

направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;

- диагностика профессиональных запросов учителей, воспитателей;

- подготовка учителей и воспитателей к аттестации;

- курсовая переподготовка;

- работа в школьных творческих группах;

- организация и проведение теоретических семинаров и методических дней по вопросам педагогики и психологии, новым достижениям в науке по

проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ, методики проведения

отдельных видов учебных занятий;

- информатизация образовательного процесса, внедрение информационно коммуникационных и коррекционно-развивающих технологий;

- анализ и коррекция подготовки обучающихся по результатам текущей

успеваемости, зачетов и экзаменов, контрольных посещений занятий;

- выявление, обобщение и распространение положительного опыта учебной, воспитательной и методической работы отдельных педагогов и МО в целом;

- изучение и внедрение в учебный процесс положительного опыта методической работы других ОУ.

При планировании методической работы мы стремимся отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

Формы работы:

- тематические педагогические советы (4 раза в год);

- методические совещания (1 раз в четверть);

- заседания методических объединений (1 раз в четверть);

- работа учителей по самообразованию (в течение года);

- предметные недели (1 раз в четверть);

- творческие группы по внедрению инновационных технологий;

- теоретические семинары, семинары-практикумы;

- открытые уроки учителей, открытые воспитательские занятия;

- методические выставки (1 раз в год);

- разработка методических рекомендаций в помощь учителю, воспитателю

(1 раз в год - заместители директора по УВР, ВР);

- аттестация учителей;

- курсовая подготовка;

- педагогический мониторинг.

Методический совет.

Во главе методической службы стоит методический совет школы.

Цель методической службы: способствовать повышению педагогического мастерства учителей.

Методический совет ведет свою работу по следующим направлениям:

- создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей;

- координация работы методических объединений учителей, воспитателей;

- реализация задач методической работы, поставленных на конкретный учебный год;

- анализ качества обученности учащихся, определение путей коррекции;

- определение деятельности педагогического коллектива по повышению квалификации и аттестации педагогических кадров;

- проведение внутришкольных семинаров;

- утверждение адаптированных программ.

Методический совет осуществляет свою деятельность через работу

школьных методических объединений, которых в школе пять:

- МО учителей начальных классов;

- МО учителей математики, МО учителей русского языка;

- МО учителей технологии;

- МО воспитателей;

- МО классных руководителей.

На протяжении учебного года учителя и воспитатели вели большую внеклассную работу: тематические классные часы, экскурсии, походы с целью знакомства с достопримечательностями родного края и обогащения информации по тому или иному предмету, тематические праздники с целью сплоченности ученического коллектива.

Здоровьесбережение.

В течение учебного года совершенствовалась работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников а именно:

- соблюдены требования к режиму образовательного процесса (СанПиН)

- обеспечение обучающихся горячим питанием;

- с целью профилактики нарушений осанки, зрения осуществлялось проведение физкультминуток, гимнастики для глаз, релаксационных пауз;

- расписание построено с учетом работоспособности обучающихся;

- объем двигательной активности слагался из уроков физкультуры, ритмики, ЛФК, физкультминуток, подвижных игр на переменах,

динамических пауз.

Образование:

Педагогический коллектив полностью укомплектован кадрами.

Учебно-воспитательный процесс осуществляют 38 педагогических

работников из них 23 учителя, 12 воспитателей, педагог — психолог, социальный педагог, библиотекарь. Высшее образование имеют 28 педагогов, 10 среднее специальное,

В течение последних трех лет наблюдается рост уровня профессионального бразования.

В 2012-2013 учебном году на квалификационную категорию было подано 9 заявления: на первую квалификационную категорию 3, на высшую 6

Наблюдается тенденция роста количества педагогов с высшей квалификационной категорией.

Всего аттестованных педагогов по новой форме – 12 (33 % от общего количества педагогических работников).

Имеют высшую квалификационную категорию- 20 (43 % от общего количества педагогических работников).

Первую квалификационную категорию – 9 (19 % от общего количества педагогических работников).

Вторую квалификационную категорию- 6 (13 % от общего количества педагогических работников).

Без категории – 10 педагогических работников (21 % от общего количества педагогических работников)

Соответствие занимаемой должности — 1 ( 2 % от общего количества педагогических работников)

В соответствии с требованиями о прохождении аттестации составлен график повышения квалификации работников школы – интерната.