Муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Раменская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат  VIII вида

______________________________________________________________________________________

 

Адрес: 140104, МО, г. Раменское, пос. Красный Октябрь, дом 1

Телефон/факс: /8- 496-46/ 3 – 36 – 19

Е-Маil: dоbrо@аviel.ru

 

                                      Утверждаю

                                                                  Директор школы – интерната

Л.В. Белозёрова

                  

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА

МУНИЦИПАЛЬНОГО  СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ

ДЛЯ  ОБУЧАЮЩИХСЯ,  ВОСПИТАННИКОВ

С  ОГРАНИЧЕННЫМИ  ВОЗМОЖНОСТЯМИ  ЗДОРОВЬЯ

РАМЕНСКОЙ   СПЕЦИАЛЬНОЙ

(КОРРЕКЦИОННОЙ)  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА  VIII  ВИДА

на период 2009 – 2014 гг.

 

 

 

Составители:

Плотникова В.В.  -

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

 

Иванкова Н.Д.,    -

заместитель директора по воспитательной работе

 

Бушуева Л.В.       -

руководитель МО учителей  технологии

 

Рожнова Г.А.,      -

руководитель МО учителей русского языка и математики

 

Заигралова Е.Н.   -

руководитель МО учителей начальных классов

 

Громова Н.Г.       -

руководитель МО классных руководителей.

 

 

 

Образовательная программа обсуждена на педагогическом совете школы – интерната.

 

 

Протокол от " _____ "  _____________ 2009  г. № _______

 

 

 

 

Раменское, 2009 г.


 

РАЗДЕЛ 1.  ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩИЙ  МОДУЛЬ  ПРОГРАММЫ.

 

            Основные направления и системообразующие принципы функционирования и развития Раменской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната VIII вида как образовательного учреждения определены:

-          принцип развития деятельности школы – интерната, позволяющей осуществлять процесс эффективного, непрерывного образования на основе многовариантности, гуманизации и гуманитаризации;

-          расширения внедрения в образовательный процесс инноваций коррекционной  педагогики в целях развития и повышения качества образования, наиболее полного удовлетворения запроса социума и учащихся к образованию, соответствующему и способствующему личному росту в процессе развития коррекционной педагогики;

-          принцип согласования структурного единства содержания образования: теории, учебных предметов, учебного материала, педагогической деятельности, личности ученика;

-          создание условия для активного творчества и практического освоения школьниками с ограниченными возможностями здоровья общечеловеческой культуры, воспитания личности, способной к адаптации и самореализации, обладающей нравственными качествами.

 

           Данная программа является логическим продолжением предшествующей программы развития школы – интерната, учитывает результаты работы за период с 2004 по 2009 гг.

 

           АКТУАЛЬНОСТЬ  ПРОГРАММЫ

           Раменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида является коррекционным образовательным учреждением Раменского муниципального района.

           Школа – интернат ориентирована на работу:

-          с контингентом учащихся, имеющих нарушение интеллекта крайне разнообразного по своим характеристикам;

-          социальному положению и роли родителей в обществе;

-          запросам и потребностям (в том числе и к образованию): запрос социума сориентирован на качественные образовательные услуги в основном на создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, коррекцию нарушения психофизического развития, допрофессиональную подготовку по столярному, швейному, кулинарному и строительному профилю, социальную адаптацию и интеграцию в общество нормально развивающихся людей;

-          различным уровнем состава учащихся  по степени тяжести слабоумия. Обучение детей – имбецилов в классах для  детей с глубокой степенью  умственной отсталости: в школе  - интернате  создана и работает около 10 лет система обучения таких детей в специальном классе. В  данных условиях школа – интернат выстраивает свою  образовательную деятельность  с ориентацией  на постоянный  процесс  коррекции, развития, устраняя противоречия  между  выдвигаемыми требованиями к ребёнку и его реальными возможностями.

Школа осуществляет  организацию на постоянный процесс развития  посредством  внедрения  коррекционной программы,  обучения детей – инвалидов на дому, жителей Раменского муниципального  района. Образовательная деятельность школы – интерната  выстраивается  с ориентацией  на постоянный процесс развития  посредством внедрения  инновационных технологий (индивидуально – групповое обучение, специальные коррекционные занятия: логопедическая коррекция  ритмика, социально – бытовая ориентировка, ЛФК, обучение по индивидуальным учебным программам). Всё  это позволяет варьировать  способы  организации образовательного процесса, формы и методы  ведения урока, деятельности ученика и учителя, содержание образовательных программ при сохранении целостности, преемственности и соразмерных темпов  усвоения  ЗУП. За счёт этого можно   создавать условия  получения качественного образования, в соответствии с возможностями и  потребностями,  всему контингенту  учащихся  с ограниченными возможностями здоровья.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  государственного образовательного учреждения  Раменской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната VIII вида строится на основе:

-          Конвенции о правах ребёнка;

-          Конституции Российской Федерации;

-          Закона РФ "Об образовании";

-          Типового положения об общеобразовательной коррекционной школе;

-          Устава школы – интерната.

В своей деятельности школа – интернат руководствуется принципами:

-   гуманизма и демократии;

-   приоритета человеческих ценностей;

-   всестороннего и целостного изучения учащихся коррекционной школы;

-   учёта индивидуальных особенностей развития;

-   общедоступности и открытости коррекционного образования;

-   учёта запроса общества и родителей в подготовке по профессиям трудового обучения;

-   тенденциям современного процесса развития специального (коррекционного) образования, его научности, посильности и доступности;

-   сбережения здоровья учащихся.

 

ПРИОРИТЕТНЫЕ  ЦЕЛИ  И  ЗАДАЧИ  ДЛЯ  ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА:

 

-         выполнение задач, поставленных перед коррекционной образовательной школой и программами обучения;

-         предоставление возможности учащимся получить за счёт бюджетного финансирования специальное (коррекционное) образование, соответствующее современным требованиям олигофренопедагогики, позволяющее успешно продолжить образование в учебных коррекционных учреждениях начального профессионального образования;

-         создание условий для получения и усвоения, а также успешного применения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с реализуемыми программами;

-         сохранение, коррекция психофизического здоровья учащегося;

-         развитие и коррекция творческих способностей и творческих принципов работы всех участников образовательного процесса;

-         активизация содержания и организации специального (коррекционного) образовательного процесса;

-         воспитание личности, способной к адаптации и самореализации, обладающей нравственными качествами;

-         повышение качества и результативности специального образовательного процесса и придание ему стабильной положительной тенденции.

Исходя из поставленных целей педагогический коллектив школы – интерната ведёт поиск, направленный на:

-         разработку варианта типовой программы образовательного коррекционного учреждения, осуществляющей предпрофильное образование, позволяющей учащимся наиболее оптимально пройти процесс самоопределения, адаптации и занять активную позицию в обществе в соответствии с психофизическими и умственными возможностями;

-         совершенствование практики формирования индивидуальных учебных планов для учащихся в системе обучения на дому;

-         совершенствование процесса формирования учебного плана образовательного учреждения на основе Федерального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, реализующих программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида:

-         гуманизации системы отношений между участниками образовательного процесса на основе создания оптимальных условия для развития и коррекции индивидуальных возможностей каждого учащегося в практике образовательного процесса.

Всё вышеизложенное позволяет определить Раменскую специальную (коррекционную) школу – интернат как образовательное учреждение:

-         ориентированное на представление качественных образовательных услуг;

-         имеющее одной из основных целей своей работы создание оптимальных условий для личностного развития обучающихся с умственной отсталостью;

-         обеспечивающее преемственность общего специального образования и его соответствие современным требованиям специального образования, запросам государства и социума;

-         создающее условия для раскрытия индивидуального потенциала всех участников образовательного процесса;

-         работающее в режиме развития.

 

РАЗДЕЛ 2.    ИНФОРМАЦИОННАЯ  СПРАВКА  О  ШКОЛЕ – ИНТЕРНАТЕ

 

            Развитие  образовательного учреждения  началось в 1973 году и продолжалось до 1978 года. Становление педагогического коллектива,  традиций школы – интерната, формирование  стабильно функционирующей школы – интерната  продолжалось до 1991 года. После 1991 года  школа – интернат развивалась в соответствии с предъявленными требованиями  к специальным (коррекционным)  образовательным учреждениям  для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии до 2001 года.

             Развитие адаптивной модели, процесса личностно ориентированного   образования, дифференциации обучения, введение  пропедевтического периода обучения   в начальной и основной школе для детей не прошедших специальной дошкольной подготовки, а также открытие специального класса  для детей, имеющих сложную структуру дефекта, проходило с 2001 – 2008 год.

 

            Следует отметить, что за все периоды работы школы – интерната она работала в режиме развития обучающихся школьников. Большое внимание уделялось воспитательным аспектам  образовательного процесса. Вела и продолжается вестись работа с родителями, общественностью и социальными службами района и города. Проводилась и проводится согласно традициям школы – интерната, патриотическая работа. При школе функционирует  Комната "Боевой славы" 100 Свирской дивизии и  земляков – Раменцев. Поддерживается связь с советом ветеранов.

 

РАЗДЕЛ 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

 

            Содержание обучения в спецшколе – интернате определяется учебным планом и программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений восьмого вида. При этом за спецшколой – интернатом сохраняется  право в пределах  времени,  предоставляемого  Базисным учебным планом, вносить  изменения в распределение часов  на изучение  отдельных предметов, вводить новые предметы  и коррекционные курсы, организовывать  индивидуально – групповые  коррекционные и факультативные занятия  с учётом принципа индивидуального  и дифференцированного подхода в общении.

 

            Основные задачи Раменской специальной (коррекционной) школы – интерната в перспективе.

1.       Внедрение в образовательный процесс новых технологий, позволяющих учащимся эффективно  усваивать  знания,  приобретать умения, навыки.

2.       Необходимо продолжение работы  в следующих направлениях:

-    поиск  организационных форм включения  учащихся в дистанционное и  дополнительное (внеклассное) образование, как в процесс получения ЗУН, так и с целью перевода их в личностно значимое;

-    повышение качества образования и итоговых показателей образовательного процесса;

-    отработка групповых методов  проведения занятий по выполнению простейших, но всё же творческих работ;

-    продолжение работ по преодолению  изолированности и  искусственности  коррекционных упражнений  на уроках  и внеурочных занятий;

-    создание системы психолого-педагогического сопровождения  в становлении жизненного опыта  у подростков с интеллектуальными проблемами и нарушением эмоционально – волевой сферы;

-     организация реабилитационной сферы, отличной от воспитательной и образовательной сферы здорового ребёнка;

-    включение в этапы трудового обучения углублённую допрофессиональную подготовку и адресную подготовку на рабочем месте;

-          создание системы работы с родителями  и  включение их  в процесс реабилитации детей  с самого начала  обучения   в школе – интернате.

Вся система учебно – воспитательной работы направлена на коррекцию недостатков психического и интеллектуального развития детей, максимальное приспособление их к самостоятельной жизни и труду. Различные учебные и трудовые задания определяются строго индивидуализировано с учётом психофизического развития каждого воспитанника.

 

Система коррекционно – развивающего обучения в специальной (коррекционной) школе – интернате

I  ступень.  Начальная школа (0 – 4 класс) – 5 лет.

-          Спецкласс для детей со сложной структурой дефекта (открыт на основании приказа министерства образования РФ от 03.04.2003 г. № 27/2722-6).

-          Коррекционные технологии:

-          ритмика, ЛФК, игра, игротерапия.

-          Логопедическая коррекция.

-          Занятия психолога.

II  ступень.  Основная школа – 5 лет.

-          Общеобразовательные классы (5 – 9 кл.) (VIII вид).

-          Индивидуальные и групповые занятия по коррекции дефектов развития.

-          Занятия логопеда, психолога.

-          Занятия обслуживающим и производительным трудом.

Предметы коррекционного цикла:

-          Ритмика (0 – 6 кл.)

-          СБО с основами технологии, валеологии, ОБЖ (0 – 9 кл.).

-          Трудовое обучение (0 – 9 кл.).

-          ЛФК ( 0 – 4 кл.).

-          Физкультура (0 – 9 кл.).

Обучение осуществляется по программам и учебным планам:

- Специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (VIII вида).

-   Пояснительная записка к учебному плану Раменской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната VIII вида.

 

Программно – методическое обеспечение

 

                        Содержание образования в школе – интернате определяется общеобразовательными программами, разрабатываемыми на основе Программ для специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида, рекомендуемых Министерством образования РФ и исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный,  1 – 4 классы.

 

            Подготовительный  класс.

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Чтение, письмо, математика.

Изобразительное искусство, музыка и  пение, ритмика, физическое воспитание, трудовое обучение.

 

1 – 4 классы.

Русский язык, математика, изобразительное искусство, музыка и пение, ритмика, физическое воспитание, трудовое обучение.

Авторы: В.Н. Белов, И.А. Грошенков, и др. Под редакцией В.В. Воронковой. М. Просвещение, 2006.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  5 – 9 классы.

Сборник 1 – (русский (родной) язык, математика, природоведение, биология, география, история, обществоведение, социально – бытовая ориентировка, музыка, изобразительное искусство, физическая культура.

Авторы: М.Н. Перова, В.И. Сивоглазов, и др.  Под редакцией В.В. Воронковой. М. Владос, 2001.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  5 – 9 классы.

Сборник 2 – Профессионально – трудовое обучение: столярное, слесарное, швейное дело, цветоводство и декоративное садоводство и др.

Авторы: С.Л. Мирский, Л.С. Иноземцев и др.  Под редакцией В.В. Воронковой.  М. Владос, 2001.

 

 


 

 

            В своей учебно – образовательной деятельности школа – интернат использует учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (II вариант), утверждённый приказом МО РФ от 10 апреля 2002 г. № 29-2065-и.

            Учебный план составлен на основе концепции непрерывного образования. При отборе содержания образования учитывались следующие дидактические принципы:

- гуманизации;

- гуманиторизации;

- непрерывности и поступательности;

- интеграции и дифференциации, оптимального соотношения вариативного и инвариантного компонентов.

            Представленные в учебном плане образовательные области и компоненты содержат учебный материал, способствующий интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию школьников, а также формированию у учащихся умений и навыков познания и преобразования самих себя и окружающей действительности.

 

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

Раменской  специальной (коррекционной)  образовательной

школы – интерната 

п/п

 

Образователь -ные области

Образовательные компоненты (учебные

Количество часов в неделю,

классы

 

Все-го

 

 

предметы)

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

час

Федеральные  компоненты

1.

Язык и речь

1.1.Русский язык

2

3

3

3

3

4

4

4

4

3

33

 

 

1.2.Устная речь

2

1

1

1

1

-

-

-

-

-

 6

 

 

1.3.Чтение

3

3

4

4

4

4

4

4

4

3

37

2.

Математика

2. Математика

3

4

4

4

4

4

4

4

4

4

39

3.

Обществознание

3.1.Мир истории

-

 

-

-

-

-

1

-

-

-

 1

 

 

 3.2.История Отечества

-

 

-

-

-

-

-

2

2

2

6

 

 

3.3. География

-

 

-

-

-

-

2

2

2

2

8

 

 

3.4. Этика

-

 

-

-

-

-

-

1

1

1

 3

4.

Естествознание

4.1.Живой мир

2

1

2

2

2

2

-

-

-

-

11

 

 

4.2.Природоведен.

-

 

-

-

-

-

1

-

-

-

 1

 

 

4.3.Естествознан.

-

 

-

-

-

-

-

2

2

2

6

5.

Искусство

5.1.ИЗО

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-

6

6.

Технологии

6.1.Занимательный

      труд

2

2

2

2

2

-

-

-

-

-

10

 

 

 6.2.Социально -

 бытовая ориентир.

-

 

-

-

-

2

2

2

2

2

10

7.

Физкультура

7.1.Физкультура

2

2

2

2

2

 

 

 

 

 

10

8.

Основы безоп.

жизнедеятельн.

8.1.ОБЖ

-

1

1

1

1

 

 

 

 

 

4

Региональный   компонент

 

Искусство

ИЗО

 

 

 

 

 

1

2

-

-

-

3

 

 

Музыка, пение, танец

2

2

2

2

2

1

1

-

-

-

12

 

Технологии

Профильный труд

 

 

-

-

-

6

6

8

9

11

40

 

Физкультура

Физкультура

 

 

 

 

 

2

2

2

2

2

10

 

Итого: Обязательная нагрузка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            учащегося

19

20

22

22

22

27

29

31

32

32

256

Школьный компонент

 

 Коррекционные

ЛФК

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

5

 

технологии

Ритмика

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 7

 

 

Логоп. коррекция

2

3

3

3

3

-

-

-

-

-

14

 

 

Игра, игротерап.

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

 5

 

 

ОБЖ

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

5

 

 

Производ. труд

-

 

-

-

-

2

2

2

2

2

10

 

 

Обслуж. труд

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

3

 

Максимальная нагрузка учащегося

24

26

28

28

28

31

33

35

36

36

305

 

Трудовая практика (в днях)

-

 

-

-

-

-

6

10

12

12

40

 

Пояснительная записка

к учебному плану

Раменской специальной (коррекционной)

 школы - интерната VIII вида

 

Учебный план Раменской специальной (коррекционной) школы - интерната                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  составлен в соответствии с Приказом Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 - п (иных нормативных документов по составлению учебных планов для школ VIII вида на сегодняшний день нет).

            Учебный план определяет основные образовательные направления, перечень учебных предметов, их распределение по годам обучения с учётом специфика обучения умственно отсталых обучающихся и максимально допустимой нагрузкой часов при пятидневном обучении.

            Учебный план школы - интерната состоит из 3-х частей: федерального, регионального, школьного.

В федеральную часть включены образовательные области и соответствующие им учебные предметы наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью. В этой части особое внимание уделяется развитию связной устной или письменной речи, усвоению элементарных основ математики, предметов естествоведческого и обществоведческого циклов.

В региональной части наряду с учебными предметами предусмотрен большой объём часов  на профессиональный труд.

В учебном плане школы - интерната представлены коррекционные технологии, обязательные для преодоления (сглаживания) специфических нарушений у обучающихся: ЛФК, ритмика, логопедическая коррекция, игротерапия, производительный труд по профилям трудового обучения.

На основании заявлений родителей и в соответствии с письмом МО РФ от 03.04.2003 № 27/2722 приказом начальника Комитета по образованию Администрации Раменского района Желтухиной Н.Н. от 10.06.2003 № 334 с 0109.2003 г. для детей, имеющих сложный дефект с целью максимально возможной социальной адаптации их открыт специальный  (0)  класс.

 

Основными задачами обучения 0 - 4 классов являются:

- формирование основ учебной деятельности, элементарного усвоения образовательных областей: русский язык и речь, математика, живой мир и др. в соответствии с психофизическими возможностями обучающихся;

-    реализация  коррекционных  мероприятий  по физическому  и психическому оздоровлению обучающихся, устранение или сглаживание специфических индивидуальных нарушений в доступных видах деятельности.

 

Вторая ступень образования - основная школа (5 - 9 классы) - является продолжением   начальной   школы, но  в  отличие  от   неё   расширяет  и   углубляет

понятийную и практическую основу образовательных областей, закрепляет навыки самостоятельной учебной деятельности, завершает подготовку по общеобразовательным предметам в соответствии с индивидуальными показателями учебных возможностей обучающихся школы - интерната.

Особое внимание на второй ступени уделяется новому виду деятельности - трудовому обучению. Оно начинается с пропедевтического периода в 5 классе и на последующих годах преобразуется в доступный обучающимся полипрофильный труд (столярное дело, швейное дело, штукатурно - малярное дело, художественный труд, кулинарное дело).

Для занятий по трудовому обучению, социально - бытовой ориентировке (СБО)  и производительному труду обучающиеся 5 - 9 классов делятся на 2 группы. Комплектование групп осуществляется с учётом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся и рекомендаций врача.

Общеобразовательные области, "Искусство", "Физкультура" - региональная часть учебного плана - направлена на коррекцию психофизического развития обучающихся.

Федеральный компонент включает "Русский язык и речь", "Математику", "Обществоведение" ("История Отечества", "Этика", "География"), Обществознание ("Живой мир", "Природоведение", "Естествознание", "Искусство" (ИЗО), технологии ("Занимательный труд, "СБО").

Обучение русскому языку и чтению направлено на развитие устной и письменной речи, что позволяет преодолеть характерный для обучающихся негативизм, стереотипность, бедность речи, приблизить обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров.

Образовательная область "Математика" представлена элементарной математикой и в её структуре - геометрическими понятиями. Математика имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профессиях, вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи.

Образовательная область "Обществознание" включает в себя "Мир истории", "Историю Отечества", "Этику", "Географию".

"Мир истории" - пропедевтический курс в 6 классе. Его введение связано с тем, сто умственно отсталым обучающимся трудно осваивать исторические факты, события в их временной ретроспективе, для этого необходимо уточнение имеющихся знаний, формирование понятий об истории.

"История Отечества" преемственно продолжает "Мир истории", формирует систему знаний о самых значительных исторических событиях в становлении и развитии основ Российской государственности с древнейших времён до новейшей истории.

Нарушение смежных форм познавательной деятельности при умственной отсталости не позволяет выстраивать курс "Истории" на основе развёрнутых хронологических сведений, поэтому он представлен на наиболее ярких ключевых событиях эволюции России как государства.                                                                              

"География" - элементарный курс физической географии России и зарубежья - позволяет сформировать доступные представления о физической, социально - экономической географии, её природных и климатических ресурсах. Особое место в курсе Географии отводится изучению родного края, природоохранительной деятельности, что существенно дополняет систему воспитательной работы по гражданскому, нравственно - этическому воспитанию обучающихся.

"Этика" (7-9 кл.) - этот учебный предмет направлен на формирование нравственного самосознания обучающихся среднего и старшего подросткового возраста, развитию у умственно отсталых обучающихся навыков социального поведения.

Образовательная область "Естествознание" реализуется предметами: Природоведение (5 кл.), Естествознание - Растения, Животные, Человек (6 - 9 кл.). Основной коррекционной задачей этих предметов является преодоление инертности психических функций, расширение представлений о многообразии форм жизни окружающей среды. Раздел "Человек" позволяет изучать вопросы профилактики различных заболеваний, в том числе: профилактики наркомании, алкоголизма, ВИЧ-инфекции и других заболеваний, характерных для социальной жизни современного общества.

Образовательная область "Технологии" в части федерального компонента учебного плана включает два учебных предмета: Занимательный труд (0 - 4 кл.) и Социально - бытовая ориентировка (СБО) (5 - 9 кл.).

В процессе трудового обучения с 0 до 4 класса решаются задачи по коррекции интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учётом их возрастных особенностей, воспитывается у детей любовь и привычка к разнообразным видам труда.

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего уровня развития учащихся.

 

            В 2009 – 2010 учебном году школа – интернат работает по 5-ти дневной неделе с количеством классов – 17.

            Начало и продолжительность учебного года, каникул устанавливается в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных учреждений.

            Для улучшения коррекционной работы и последующей жизненной и социальной адаптации своих воспитанников в данный учебный план внесены изменения, не требующие дополнительного финансирования и не допускающие перегрузки учащихся за счёт интегрирования предметов, факультативных занятий и обязательных по выбору:

    в региональном компоненте в образовательной области "Искусство" введён "Танец" – 1 час (0 – 6 классы) с целью:

- формирования и совершенствования двигательных умений и навыков;

- укрепления здоровья, формирования правильной осанки;

- коррекции и адаптации в плане общего развития.

в образовательной области "Технология" расширены профили обучения для мальчиков.

Строительные ремонтно-отделочные работы введены с целью:

- формирования трудовой деятельности и повышения общего уровня развития по строительному профилю;

- лучшей адаптации учащихся при поступлении в профессиональное училище по данному профилю.

Кулинарное дело введено с целью:

- расширения общей трудовой подготовки;

- совершенствования общетрудовых умений и навыков, включая умения по поварскому и кулинарному делу;

- углублённой и профессиональной подготовки.

По всем новым направлениям разработаны адаптированные программы, которые утверждены педагогическим советом, Методическим центром Комитета по образованию г. Раменское.

Разработанный учебный план отражает основные положения Концепции и Программы развития нашего образовательного учреждения на 2004 – 2009 гг, а именно:

- расширение профильного обучения (5 – 9 классы);

- факультативные часы используются для занятий производительным трудом;

- все предметы обязательно имеют социально-практическую направленность, ориентированную на профильное трудовое обучение, профессиональную подготовку, что отражается в тематическом планировании и программам по предметам у каждого учителя.

Профили выбраны таким образом, чтобы были доступны к реализации при дальнейшем обучении или самостоятельной работе по месту жительства и способствовали выбору профессии.

К осуществлению трудового обучения привлекаются педагоги высокой квалификации.

Обучение детей с недостатками развития имеет коррекционно – развивающую направленность, что предполагает глубоко индивидуальный и дифференцированный подход, использование специальных методов и средств, включение в учебный план специальных коррекционных курсов, индивидуально-групповых коррекционных и факультативных занятий, а также максимально-возможное использование содержания предметов общеобразовательного и коррекционного циклов в целях преодоления дефектов развития.

Учебный процесс организован по традиционной классно-урочной системе. Продолжительность урока – 45 минут с обязательным проведением физкультпаузы в середине занятия, зрительной гимнастики. В расписание уроков включаются уроки ЛФК, факультативы, предметы по выбору, индивидуально-групповые занятия. Причём максимальная учебная нагрузка на каждого учащегося не превышает максимальной нормы недельных часов, установленных базисным учебным планом для школ РФ, что достигается эффективным использованием в организации коррекционно-образовательного процесса принципов индивидуализации и дифференциации.

Учителями в основном используются формы  и методы, которые применяются в общеобразовательной школе, но обязательно с учётом особенностей психического и интеллектуального развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, активнее применяются методы наглядного обучения, целенаправленно проводится работа по развитию речи, приёмы активизации познавательной деятельности, специальные методы и средства коррекционного обучения.

Изучение дальнейшей судьбы детей, окончивших школу, показывает, что большая часть детей продолжает обучение в ПУ, остальные – трудоустраиваются. Таким образом, знания, полученные в нашем образовательном учреждении, позволяют выпускникам получить специальность, реализовать свои возможности, т.е. успешно адаптироваться в современном обществе.

В школе – интернате работают 42 педагогических работника (из них высшую категорию имеют 23 чел., первую – 7 чел., вторую – 8 чел., без категории – 4 чел.), психолог, социальный педагог. Творческий педагогический коллектив в своей работе использует инновации:

-          введён новый вид трудового обучения - строительные ремонтно-отделочные работы;

-          широко применяются игровые формы обучения и воспитания;

-          участие в районных, областных, смотрах, конкурсах, соревнованиях;

-          реализация проектов Областной Целевой программы Развитие образования в Московской области".

 

Одно из главных направлений деятельности педагогического коллектива – лечебно – оздоровительная работа: организация учёбы, быта, воспитанников в охранительно – оздоровительном режиме, направленном на создание системы навыков, умений, привычек по освоению здорового образа жизни. Успешно реализуется разработанная программа "Здоровье" в согласованной деятельности всех участников образовательного процесса. Главной частью программы "Здоровье" стала спортивная деятельность.

В систему работы по сохранению и укреплению здоровья детей введены различные формы оздоровления воспитанников: индивидуальные, фронтальные, комплексные, интегрированные учебные и внеурочные занятия. Работа по укреплению и сохранению здоровья даёт определённые результаты: наблюдается положительная динамика физического развития детей.

Коррекция нарушений речевого, интеллектуального, физического развития осуществляется психологом, логопедом, на занятиях лечебной физкультурой, психокоррекционных занятиях, ритмики в кабинетах, оснащенных современным оборудованием и пособиями.

90% детей охвачены внеурочной деятельностью.

В школе – интернате создана чёткая система по решению вопросов социальной, правовой защиты воспитанников – сирот и оставшихся без попечения родителей, трудоустройству и дальнейшему обучению выпускников.

Все сотрудники школы – интерната увлечённые люди своей профессии. Работа с детьми с проблемами в развитии требует от них огромного человеческого терпения, огромной физической и психической нагрузки и душевной отдачи. Своим трудом наши педагоги помогают детям сделать первый шаг в огромный окружающий мир, учат радоваться общению с этим миром, учат быть адаптированными в социальной среде. Хочется верить в то, что в будущем наши дети будут востребованы обществом.

 

Система мероприятий по реализации данной образовательной деятельности

 

Для использования всех ресурсов образовательного процесса целесообразно:

 

1. Проведение следующих мероприятий:

-         создание на базе предметных методических объединений методического совета, определение его функций и обязанностей.

 

2. С учётом позитивного опыта организации образовательного процесса целесообразно определить перспективными следующие направления развития:

- развитие деятельности в сфере организационных инноваций, позволяющих оптимизировать образовательный процесс и наиболее эффективно выполнять программные задачи в области образования:

-  внедрение в образовательный процесс инновационных технологий, позволя- ющих повышать его качество и результативность:

-  разработка способов применения в образовательном процессе существующих технологий работы.

 

3. Нормативное регулирование взаимоотношений между субъектами образовательного процесса.

      Идея, заложенная в основу данных мероприятий, состоит в том, чтобы установить такие взаимосвязи между субъектами образовательного процесса и подразделениями школы – интерната. которые позволили бы регулировать процесс предоставления и получения образовательных услуг. Всё это должно способствовать выполнению задач образовательного процесса, повышению качества образования в школе  интернате, решению имеющихся проблем.

 

4.   Требуют  поддержки  и развития процессы, способствующие выполнению данных мероприятий, такие как:

- развитие и укрепление МТБ школы – интерната;

- поддержка высоких показателей, характеризующих педколлектив школы – интерната;

- поддержка и стимулирование работы педколлектива в творческом режиме и в сотворчестве с учащимися и их родителями.

- использование курсовой системы повышения квалификации.

 

РАЗДЕЛ 4. КОНЦЕПЦИЯ  РАЗВИТИЯ  ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ  ДАЛЬНЕЙШЕГО  РАЗВИТИЯ  ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА

      Настоящая концепция исходит из понимания необходимости постоянного целенаправленного развития школы  интерната в соответствии и необходимостью удовлетворения социального запроса к образованию детей с ограниченными возможностями в здоровье.

Актуальными проблемами дальнейшего развития школы – интерната являются:

- оптимизация содержания обучения, отражающая тенденции развития коррекционной педагогики;

-     внедрение  в  практику интегрированных курсов, способствующих оптимизации учебной нагрузки учащихся и усвоению ими навыков эффективной работы с информацией;

-    поиск путей развития профильного обучения;

-    поиск  путей  оптимизации  организационных  структур  управления   школой  – интернатом и форм организации образовательного процесса;

         Таким образом,  концептуальные вопросы положения стратегии развития школы – интерната предполагают её дальнейшее развитие, осуществляющее образовательную деятельность на основе оптимизации и преемственности, запросу со стороны государства и общества. При этом реализуются главные задачи современного коррекционного образования : формирование личности образованной, социально адаптированной, творческой, ориентированной профессионально, готовой к продолжению образования в ПУ и работе на производстве.

 

Планируемый результат деятельности школы – интерната:

-          выполнение запроса к образовательным услугам со стороны государства и социума;

-          функционирование школы – интерната в режиме развития, научно- поисковой деятельности и её развитие;

-          повышение качества и результативности образования и придание этому процессу стабильной тенденции:

-          трансляция опыта работы;

-          повышение уровня воспитанности учащихся, развитие личностных качеств учащихся, способствующих их интеллектуального и нравственного потенциалов, успешной адаптации в социуме.

Данный проект может расширить возможности предоставления качественных образовательных услуг, населению, дать учащимся школы – интерната возможность с максимальной полнотой реализовать свои образовательные возможности и потребности.

 

Практическим выходом данного проекта может стать:

-          новые образовательные и организационные методики (составление индивидуальных учебных планов учащихся в условиях школы полного дня, составление учебного плана школы – интерната на различных нормативных основах (региональный, федеральный базисный учебные планы), оптимизации содержания и технологий ОП);

-          распространение накопленного опыта.

-          В стадии первых обсуждений и начальной проработки находятся этапы реализации проекта, среди них:

-          информатизация образовательного процесса;

-          организациия школы полного для на базе школы – интерната;

-          увеличение числа используемых в образовательном процессе здоровьесбереающих технологий.

-          Можно предполагать, что всё вышесказанное будет с наибольшей эффективностью способствовать выполнению задач образовательной программы и развития школы – интерната.

-          Организация учебных пространств, обеспечивающих реализацию основных педагогических задач и программ предполагает:

-          организацию индивидуальных занятий с учащимися;

-          использование в образовательном процессе элементов КСО;

-          развитие творческой деятельности учащихся и педколлектива (через систему сотворческих проектных и исследовательских работ и конкурсов, систему портфолио);

-          организацию сотворческого процесса в образовательной и экспериментальной деятельности;

-          организацию работы школы полного дня;

-          компенсацию объективно существующих трудностей обеспечения учебной литературой и современной учебной информацией;

-          создание нетрадиционных учебных комплексов, способствующих разнообразной деятельности учащихся по интересам – их развитие и совершенствование;

-          оснащение школы – интерната современными техническими средствами.

Формы  реализации:

-          обеспечение уровня образования, соответствующего современным требованиям, достигается за счёт использования в образовательном процессе технологий:

-          интеграции учебных дисциплин;

-          информатизации образования;

-          инновационных (поисковых, проблемных, игровых), эффективной работой с информацией;

-          технологий организации образовательного процесса;

-          за счёт использования здоровьесберегающих технологий и возможностей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

-          развитие у учащихся навыков самостоятельной деятельности, самоорганизации, саморефлексии;

-          создание условий, обеспечивающих использование индивидуальных возможностей и способностей учащихся в процессе дифференциации обучения через наличие программ разного уровня и профильного обучения.

 

РАЗДЕЛ 5.  ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.       Повышение качества и результативности образовательной деятельности.

2.       Развитие инновационной деятельности, вариативности образовательных программ и коррекционных технологий.

3.       Развитие дистанционного и дополнительного (внешкольного) образования.

4.       Обеспечение более полного удовлетворения образовательных и деятельных потребностей лиц с отклонениями в развитии.

5.       Создание более гибкой и вариативной системы получения специального образования.

6.       Сохранение психофизического здоровья учащихся и совершенствование используемых в образовательном процессе инновационных, коррекционных и здоровьесберегающих технологий, активное привлечение медико-психолого-педагогической службы.

7.       Реализация образовательного процесса по формированию социальной компетенции готовности к самостоятельной жизни в новых экономических условиях.

 

В целом в образовательной деятельности требуется:

 

в содержании всех видов деятельности акцентировать развитие навыков самоорганизации у учащихся;

в процессе обучения увеличить процентное содержание работ, выполняемых учащимися либо самостоятельно, либо в сотворчестве с другими учащимися и учителями, требующих динамичной смены видов деятельности, постоянно обновлять используемые технологии;

усиление внимания к вопросам непрерывности образования (через формирование связёй с такими  учебными учреждениями как ПУ, а также усилить фактор преемственности между ступенями школы – интерната на основе более тесной координации методической работы учителей начального звена и средней школы, развития системы дополнительного образования);

внесение в образовательный процесс новых курсов, позволяющих эффективно решать задачи, поставленные программой развития;

развитие материально- технической базы школы – интерната;

развитие внеурочной деятельности, особенно в режиме школы полного дня, посредством формирования взаимосвязанной с остальными компонентами образовательной деятельности;

формирование модели оптимальной формы организации режима труда и отдыха учащихся, сочетания физической и умственной нагрузки, урочной и внеурочной деятельности;

в управлении важен акцент на его демократизацию, более широкой привлечение родителей.

 

Критериями оценки деятельности школы – интерната будут:

результативность итоговых показателей образовательного процесса и их динамики;

эффективность образовательного процесса как соответствие его показателей современным требованиям и запросу государства и социума, его тенденциям, удовлетворённость всех участников образовательной деятельности её результатами;

востребованность опыта работы школы – интерната в целях её реализации и дальнейшего развития.

 

РАЗДЕЛ 6. РЕСУРСЫ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ

1.  Педагогический  коллектив  школы – интерната имеет достаточно высокие квалификационные показатели:

-          большинство учителей и воспитателей имеют высшее образование, доля учителей и воспитателей имеющих среднее специальное образование невелика;

-          прошли курсы повышения квалификации за предшествующие 5 лет 60% учителей и воспитателей, в том числе и курсы по образовательным программам инновационных и развивающих технологий;

            Педколлектив школы – интерната имеет навыки работы в режиме инноваций (более 10 лет) деятельности  и характеризуется стабильностью состава, является коллективом единомышленников, функционирующих в системе сотворчества.

 

  Методическая работа школы – интерната:

-          осуществление постоянного мониторинга педагогической науки и практики, потребностей общества и родителей, анализ итогов мониторинга

-          развитие работы по внедрению в образовательный процесс инновационных технологий

-          развитие экспериментальной работы по вопросам оптимизации организации и содержания образовательного процесса

3.   Программное и учебно-методическое обеспечение:

постоянное обновление в соответствии с потребностями образовательного процесса и результатами анализа его эффективности

постоянное обновление в соответствии с потребностями образовательного процесса и результатами анализа его эффективности

 

  1. Ресурсный потенциал, направленный на обеспечение базового и дополнительного уровня образования: оптимизация процесса организации образовательной деятельности школы – интерната, повышение его эффективности за счёт использования соответствующих целям и задачам программ технологии (деловых игр, работы с информацией и т.п.)

ТРАДИЦИИ   ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА

 

-          Общешкольные  праздники к  знаменательным и памятным датам, праздники знаний и творчества:

-  "День знаний";

-  "Букет любимому учителю";

-  "Вот и стали мы на год взрослей;

-  Смотр строя и песни.

-  "Все звёзды";

-  "День птиц";

-  "День Земли";

-  Последний звонок;

-  "День  Матери" и другие.

-          Встречи с Ветеранами Великой Отечественной войны, работниками ГИБДД, работниками правоохранительных органов, с просто интересными людьми.

-          Поздравление Ветеранов Великой Отечественной войны, работников Центров дополнительного образования с праздниками друзей классов, групп.

-          Возложение венков к памятникам воинам – раменцам, парашютистов – десантников, на могилу И.Г. Старчака.

-          Экскурсии по памятным местам г. Раменское, Раменского района, г. Москвы и Подмосковья.

-          Выставки, конкурсы, викторины:

-  "Моя Родина – Россия";

-  "Салют! Победа!"

-  "Дары осени";

-  "Букет вместо ёлки";

-  "Школьная страна";

-  "Ай, да мы!"

-          Участие в областных, районных мероприятиях, конкурсах, театральных и кукольных фестивалях.

-          Участие в областных специальных спортивных соревнованиях.

-          Акции:

-  "День школы";

-  "Спешите делать добро";

-  "Быть гражданином";

-  "Пятёрка по поведению";

-  "Бросай курить";

-  "Личная безопасность";

-  "Подарок";

-  "Вахта памяти";

-  "Чистый город";

-  "Наряжаем ёлку".

 

-          Месячники знаний, здоровья, книги, искусства, культуры и творчества, труда и добрых дел, игры и игрушки, экологические, экономические, гражданско – правовые, патриотические и др.

 

ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ШКОЛЫ - ИНТЕРНАТА

 

При формировании образовательного пространства школы - интерната придерживается идеологии гуманистического направления в пе­дагогике. Это значит, что главным является забота о жизненной перс­пективе выпускника - его личном и социальном благополучии с учетом индивидуальных особенностей и реальных обстоятельств. Другими словами, мы исходим из представления о том, как может быть благополучным такой ребенок в реальной жизни и какая помощь может и должна быть ему для этого оказана школой.

Универсальной основой для благополучия человека в обществе слу­жит его активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, норм, правил и способов поведения, г.е. социальная адаптация. Социальная адаптация предполагает освое­ние комплекса представлений, навыков и отношений, позволяющих лич­ности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. Как правило, социальная адаптация ребенка происходит спонтанно за счет, по большей части, непроизвольного усвоения необходимой информации при семейном воспитании, общении со сверстниками и взрослыми, чтении и т.п. Однако социальная среда высокоорганизованна, имеет сложную структуру и многоуровневые функциональные связи. Ребенок, ограниченный в умственном развитии в силу первичного дефекта, не в состоянии сам ее освоить. По сути, он лишен основы самостоятельного, сколь­ко-нибудь благополучного существования в сложном современном мире. Поэтому социализация является важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка в специальном (коррекционном) учреждении, средством компенсации первичного дефекта.

В основе личного и социального благополучия любого человека лежит его успешность в труде, состоятельность в быту и насыщенность ин­тересов в свободное время. Соответственно мы выделяем три направ­ления социализации: труд, быт, досуг, которые и определяют содержание образовательной программы школы - интерната. Конкретизируя его и  учитывая различную структуру дефекта и степень его выраженности у учащихся, мы отбираем для формирования те представления, навыки, отношения, без которых сама жизнь наших выпускников может не состояться. Создается базовая программа и методы её реализации, затем составляются программы с более широким и сложным содержанием.

            Таким образом, выстраивается программно-методическое обеспечение системы разноуровнего обучения, которое позволяет осуществить на деле индивидуальный подход и максимально раскрыть потенциал развития каждого ребенка. Предметные дисциплины общеобразовательного курса включаются в эту работу через программы интегрированного обуче­ния и будут представлены в соответствующем разделе.

Наши учащиеся "особые" (помимо интеллектуальных ограничений у них снижена или отсутствует познавательная мотивация, многие имеют эмоционально-волевые нарушения, педагогическую запущенность и т.д.) и им нужны "особые" условия обучения и воспитания. В создании таких условий значительную роль играет сопровождение. Сопровождением мы называем специальную организованную помощь-поддержку учащему­ся в процессе его обучения и воспитания в его школьной жизни.

Таким образом, смыслом нашей работы является забота о личном и социальном благополучии выпускника, важнейшей задачей - социальная адаптация умственно отсталого ребенка, методами - обучение и воспитание, содержанием - представления, навыки и отношения в труде, быту и досyгe, специфическим условием - сопровождение.

            Иллюстративная схема отображает роль школы – интерната и место социальной адаптации в достижении выпускниками личного и социального благополучия.

 

В заключение выделим некоторые возможные пути решения задачи социальной адаптации учащегося в обучении и воспитании.

 

В обучении:

-          формировать содержание программ учебных предметов таким образом, чтобы оно максимально подходило как к особенностям детей, так и к условиям их текущей и предполагаемой будущей жизни (при этом учитывают: состав учащихся, географическое месторасположение учебного заведения, социальное окружение, особенности условий труда, быта, проведения досуга). При необходимости разрабатывать и вводить новые программы, разделы программ, технологии;

-          выстраивать приоритетность предметов в образовательной программе сточки зрения их значимости в решении вопросов социальной адаптации;

-          выявлять возможности межпредметных связей и создавать интегрированные курсы;

-          включать целенаправленное рассмотрение практической значимости и жизненной необходимости сейчас и в будущем в содержании материала каждого урока любого предмета;

-          использовать формы и методы работы, повышающие интерес детей к процессу познания и мотивацию к учению.

В  воспитании:

-          использовать каждую ситуацию формального и неформального общения с ребенком для формирования правильного (социально адекватного, соответствующего смыслу ситуации и целям ученика) поведения в различных жизненных ситуациях, сознательного отношения к окружающему миру, к себе и другим;

-          мотивировать учащегося к освоению правильного поведения через осознание им выгоды последствий такового для самого себя и чувства комфорта и радости как его следствия;

-          включать в содержание учебных программ (например, СБО, труд, дополнительное образование) отработку правильного поведения в социально-ролевых взаимодействиях, в частности, разыгрывание сюжетно-ролевых ситуаций на уроке (устройство на работу, обращение за помощью, организация игры и т.д.);

-          обучать точному соблюдению принятых правил и самоконтролю в общественных местах, в том числе в школе, в мастерских, на уроках;

-          организовывать и проводить внеурочную работу в школе и внешкольные мероприятия с учетом задач социальной адаптации (развитие коммуникативных навыков, навыков правильного поведения, выполнения принятых правил и норм, мотивирование к этому).

-          Таким образом, желая своим выпускникам в самостоятельной жизни после школы  - интерната возможно большего личного и социального благопо­лучия, мы считаем основополагающей задачей школы дать такое об­разование, воспитание и сопровождение учащимся, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и состоятельности в труде, быту и в свободное время.